ПРОФБЛОГ не только для бухгалтера


Разные полезности о бухучете и налогах

🔍

 ::БЛОГ:: — ЕНВД и реклама на транспорте: плательщики сейчас и перспективы на завтра

Спорных моментов в отечественном налоговом законодательстве можно найти просто невероятное количестве. К сожалению, в таких условиях приходится работать отечественному бухгалтеру — помимо постоянных изменений и нововведений мы зачастую не можем получить ответ на вполне конкретный вопрос — каким образом понимать ту или иную норму закона. Более того, те же самые ведомства, которые дают нам разъяснения по различного рода вопросам, будь то Минфин или ФНС, часто противоречат в этих разъяснениях самим себе. Парадокс современности? Нет, к сожалению — суровая реальность. Вот один из подобных вопросов — кто же должен платить ЕНВД в случае, если производится размещение рекламы на бортах автотранспортного средства общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай и т.д.)? Постараюсь вкратце ответить на поставленный вопрос, не вдаваясь глубоко в дебри. Естественно, я выскажу свою точку зрения, которая будет выглядеть спорно-дискуссионной, поэтому буду рад любого рода комментариям и здравым дискуссиям.

Итак, прежде чем начать разбираться в поставленном вопросе, я бы хотел четко установить границы зон влияния законодательных актов, если позволите так выразиться. Существует Налоговый Кодекс, которому мы все с Вами подчиняемся, в рамках рассматриваемого вопроса фигурирует также Федеральный Закон «О рекламе», который также обязателен к применению всеми хозяйствующими субъектами РФ. Помимо вышеуказанных законодательных актов существует целая масса писем и разъяснения Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы РФ. Последние документы, как я уже отмечал выше, часто противоречат друг другу — поэтому я не стану в рассмотрении вопроса уплаты ЕНВД опираться на точку зрения Минфина или ФНС РФ. В любом случае, письма и разъяснения носят лишь рекомендательный характер и, естественно, не могут стоять выше федерального закона или кодекса. К тому же, в силу диаметрально-противоположных трактовой норм закона в той или иной ситуации контролирующие органы вполне себе могут ссылаться на удобное для них письмо.

В чем же заключается проблема? А заключается она в том, что текущая редакция Налогового Кодекса РФ не позволяет однозначно сказать, кто же является плательщиком ЕНВД в случае размещения рекламы на транспорте: лицо, которое рекламирует себя, то есть рекламодатель, или же лицо, которое непосредственно размещает рекламу на транспортном средстве, то есть владелец транспортного средства. Вопрос усложняется в случае, если появляется еще и посредник в виде рекламного агентства, которое стоит между рекламодателем и владельцем транспортной единицы.

Давайте обратимся к первоисточнику — к Налоговому Кодексу РФ — и посмотрим, что в нем указано по этому вопросу.

«Размещение рекламы на транспортном средстве — предпринимательская деятельность по размещению рекламы на транспортном средстве, осуществляемая с соблюдением требований Федерального закона «О рекламе», на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство»

Не прибегая к нормам Закона о рекламе и опираясь только на формулировку Налогового Кодекса РФ, можно постараться расставить все точки над и.

Для рекламных агентств подобная формулировка, на мой взгляд, исключает уплату ЕНВД, потому как агентство не является владельцем автотранспортного средства и не является рекламодателем, фактически представляя из себя посредническую организацию, в функции которой входит нанесение рекламы на транспортное средство и дальнейшее обслуживание ее состояния. Да, рекламное агентство действительно заключает Договор с транспортными организациями, часто это бывают длинные контракты на долговременный прокат рекламы, но фактически «предпринимательской деятельностью по размещению рекламы <…> на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства» рекламное агентство не занимается.

Исходя из вышеизложенных выводов можно однозначно, на мой взгляд, сказать о том, что именно предпринимательской деятельностью по размещению рекламы занимается автотранспортная организация — действительно, в ее собственности находятся транспортные средства, она заключает договора на размещение рекламы с рекламодателями и (или) рекламными агентствами, конечным источником вмененного дохода является именно транспортная компания, а не рекламодатель или рекламный агент.

Повторюсь, это мое мнение, основанное на норме Налогового Кодекса РФ. Существует целая масса писем, высказывающих иную точку зрения, но в силу их рекомендательного характера в этом случае я не согласен с их мнением и предпочитаю придерживаться своего.

Напомню, что новый 2013 год готовит нам ряд изменений в спецрежимы, в том числе и ЕНВД. Я уже кратко делал обзор Законопроекта № 499566-5, а вчера, 25 июня, этот законопроект приобрел статус Федерального Закона №94-ФЗ. К слову сказать, изменения коснуться и порядка налогообложения рекламы на транспортных средствах — к сожалению, изменения очень непродуманы, на мой взгляд. Конкретно — к рекламе снаружи транспортных средств приравнивается реклама внутри транспортных средств с тем же уровнем базовой доходности в 10 тысяч рублей. Вообще, конечно, на лицо сразу же конфликт понятий — деятельность по распространению наружной рекламы внутри салонов транспортных средств звучит несколько несуразно. Но бог, как говорится, с ней, с несуразностью — мне не понятен один факт — каким образом в наших законодательных органах смогли приравнять размещение рекламной листовки формата А4 внутри транспортного средства с покраской бортов того же транспортного средства?  Ведь согласитесь, два этих вида рекламы абсолютно не сравнимы ни по трудозатратам на их производство, ни по доходам от их размещения. К слову сказать, уже сейчас, опираясь на современную трактовку Налогового Кодекса, Минфин удивляет большинство предпринимателей заявлением о том, что реклама внутри транспорта — это реклама наружная и уплата ЕНВД по ней обязательна (Письмо Минфина РФ от 06 июня 2012 г. N 03-11-06/3/41). Ранее финансовое ведомство высказывалось диаметрально противоположным образом. Резюмируя, я хотел бы еще раз отметить — ни одно Письмо не может служить для Вас руководством к действию. Предварительно все-таки необходимо внимательно посмотреть действующее законодательство, не полениться вчитаться в него, или воспользоваться бухгалтерскими сайтами, которые смогут Вам помочь найти путь истинный в дебрях современного бухгалтерского и налогового законодательства.



Дата публикации: 26.06.2012

Рубрика О налогах и сборах

Метки:

Оставить комментарий