ПРОФБЛОГ для бухгалтера


© Дмитрий Гудович

Работа бухгалтера и отечественный бухгалтерский учет. Взгляд изнутри

🔍
Подписаться на новости

 ::БЛОГ:: — искусственная просрочка сдачи бухгалтерского отчета в 1 день

Наверное, одной из самых больших глупостей, которая существует в действующем законодательстве о налогах и сборах, равно как и законодательстве о бухучете и прочих нормативных документах, является установление сроков сдачи, предоставления, уплаты и т.п. в днях. Все мы сталкивались с формулировками типа «в течении 90 календарных дней», которые явно говорят нам, что мы должны сесть, взять календарь в руки и отсчитать эти дни от определенной даты. Такие неявные формулировки сроков видятся мне ни чем иным, как возможностью, очередным способом придраться к хозяйствующему субъекту, тыкнуть ему в нос штрафом за несоблюдение срока сдачи отчета, обвинить в незнании законодательства и т.п. Именно поэтому вряд ли мы когда-либо дождемся конкретных и точных формулировок, в которых будет стоят точная дата месяца и точное наименование месяца, до которого мы должны исполнить свои обязанности перед контролирующими органами. Вряд ли законодательная власть упустит свою возможность получить весомую добавку доходной части бюджета в виде штрафов за подобного рода просрочки. Вот о такой вероятной просрочке я бы и хотел сейчас немного поговорить. Речь идет о сдаче бухгалтерского отчета за 2011 год, а конкретно — о его сроках.

Как-то сложилось в практике учета, что по умолчанию все бухгалтера считают крайним сроком сдачи годовой бухгалтерской отчетности последний день месяца марта — то есть 31 число. Скажу более — многие так сдавали, так и продолжают сдавать  бухгалтерскую отчетность — в рамках указанных сроков. И нареканий со стороны ИФНС по срокам также никогда не возникало — так сложилась практика, закрепленная уже не одним годом и с которой я лично знаком не по наслышке.

Но вот как раз в этом сроке предоставления годового бухгалтерского отчета кроется ловушка, ловко подставленная законодательством. Если обратиться к 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в частности, к пункту 2 статьи 15, то мы увидим пресловутую формулировку, говорящую нам о том, что годовая отчетность предоставляется, цитирую

в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации

Ловушка здесь заключается в том, что 2012 год — год високосный, и за счет того, что в феврале месяце 29 дней, а не 28 как обычно, срок сдачи бухгалтерской отчетности сдвигается на 1 один день — то есть на 30 марта. Понимаете, да? Раз в несколько лет бухгалтер должен помнить о том, что крайний срок сдачи годового бухгалтерского отчета сдвигается на один день в сторону уменьшения.

Естественно, многие попадаются на эту удочку, сдавая отчетность в последний день марта вне зависимости от года. Сдавали, как говорится, и проблем не знали — ведь по сути своей такая просрочка сдачи отчета никак не может рассматриваться как грубое нарушение законодательства и любому здравомыслящему человеку понятно, что умышленности в этом нарушении никакой нет, вреда и последствий для контролирующих органов также не содержится. К сожалению, здравомыслие и установка на сбор максимального количества денег любым способом идут разными путями — и в этом году многие хозсубъекты получили штраф от налоговой инспекции, связанный как раз с нарушением срока сдачи бухгалтерской отчетности на этот один украденный високосным годом календарный день.

Конечно, если судить по норме закона — то все верно. Нарушил закон — будь добр оплатить штраф, пусть даже идущий в разрез с логикой и являющийся, давайте говорить прямо, придиркой со стороны ИФНС. Но давайте посмотрим на вопрос с другой стороны, а именно — со стороны законодательства РФ, со стороны того самого документа, предприсания которого мы обязаны исполнять. Возможно сейчас я выскажу непопулярную точку зрения, более того, точку зрения дискуссионную — но именно в таком свете видится мне закон. К слову сказать, моей позиции придерживаются, как показало изучение вопроса, и судебные инстанции. Но об этом ниже.

Итак, я уже в своем блоге отмечал, что только в нашей стране законы можно трактовать  по-разному. Процесс генерации законодательных актов имеет в РФ очень творческое начало — в силу чего можно одно и то же положение законодательного акта читать по-разному, зачастую — диаметрально противоположно, смотря с какой стороны вы находитесь. Давайте прочитаем, о чем на говорит Закон «О бухгалтерском учете», а именно уже приведенная выше цитата о сроке сдачи годового отчета:

в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации

Смотрим внимательно на фразу «90 дней». Возникает вполне себе правомерный вопрос — а каких дней? Календарных или рабочих? Вот именно в этой формулировке Федерального Закона можно дни принять за рабочие, потому что прямо обратное в законе не указано. Позиция, конечно, слабая, но давайте примем эту позицию в расчет как аргумент номер один в защиту интересов налогоплательщика.

Аргумент номер два заключается в следующем. В пункте 1 статьи 15 Закона «О бухгалтерском учете» не указана прямая обязанность в предоставлении бухгалтерской отчетности налоговому органу. Цитирую этот пункт

Все организации, за исключением бюджетных, казенных учреждений, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.
Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации

Итак, обязаны мы предоставлять в рамках закона «О бухгалтерском учете» отчет учредителям и органам статистики, если упростить смысл цитаты. И только во втором абзаце закон нам прямо говорит, что мы также обязаны предоставить отчетность другим органам исполнительной власти в соответствии, подчеркиваю, с законодательством РФ. В рамках этого законодательства РФ все взаимоотношения налогоплательщика с налоговым органом регулируются Налоговым Кодексом РФ. Этим же Налоговым Кодексом статьей 23 устанавливается обязанность в сдаче бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями ФЗ «О бухгалтерском учете». Повторюсь, закон о бухучете прямо не требует предоставления бухгалтерской отчетности в налоговые органы, отсылая нас к Налоговому Кодексу. Но здесь принципиально важен следующий момент — обязанность сдачи отчета прописана в НК РФ, следовательно все взаимоотношения с ИФНС в вопросах сдачи бухгалтерской отчетности так же лежат в плоскости НК РФ, и штрафовать налоговая за несвоевременный отчет будет также по Налоговому Кодексу РФ.

В Налоговом Кодексе черным по-русски прописано следующее:

Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем

Данная норма содержится в пункте 6 статьи 6.1 НК РФ. Таким образом, Налоговый Кодекс, по требованиям которого мы предоставляем в ИФНС бухгалтерскую отчетность, говорит нам о том, что дни то считаются рабочими, если иное прямо не указано в законе. Соответственно, можно сделать вывод о том, что раз в законе «О бухучете» нет прямого указания на то, что в расчет берутся дни календарные, а взаимоотношения с ИФНС мы строим в рамках Налогового Кодекса, то мы вправе указанные дни считать рабочими.

Третьим аргументом в пользу налогоплательщика я бы назвал пункт 7 статьи 3 Налогового Кодекса РФ:

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)

Каким образом применить это положение к нашей ситуации? Все достаточно просто — обязательство предоставлять бухгалтерскую отчетность в ИФНС установлена Налоговым Кодексом РФ, то есть вполне себе актом законодательства о налогах и сборах. Даже если первые два аргумента оставляют противоречия и являются спорными в взаимоотношениях налогоплательщика и ИФНС, то данный пункт закона просто требует решить противоречия и неясности в пользу налогоплательщика. И вот как ни крути, при искусственной просрочке в 1 день из-за високосного года при наличии трех этих аргументов решение должно трактоваться в пользу налогоплательщика. И не только по логике вещей, но и по букве закона. Конечно же, если ИФНС вышеуказанные три аргумента не убедят, можно прибегнуть к аргументу четвертому — судебной практике по рассматриваемому закону.

Краткий обзор существующей судебной практики говорит о том, что высказанной мною позиции придерживается минимум два федеральных арбитражных суда — по Северо-Западному округу (от 03.11.2011 по делу № А56-7885/2011) и по Центральному округу (от 29.02.2012 по делу № А68-4627/11). Естественно, право в нашем государстве не прецедентное, но и судебная практика показывает, что суды редко выносят решения по одинаковым ситуациям, отличающиеся от подобных решений своих коллег. Конечно же, лишний раз идти  на рожон с инспекцией и умышленно сдавать отчетность в рабочих днях все-таки не стоит. Указанные аргументы я привел, скорее, для ситуации, когда за 1 день налоговая имеет наглость штрафовать налогоплательщика, в принципе честно исполнившего свои обязательства. Повторюсь напоследок, что штрафовать то они скорее всего будут за нарушение норм Налогового Кодекса, а не норм ФЗ «О бухгалтерском учете», что еще раз подтверждает нам прописную истину о том, что все взаимоотношения с налоговой строятся на базе Налогового Кодекса РФ и ответ на возникшие претензии нужно искать именно в нем.



Оставить комментарий