ПРОФБЛОГ не только для бухгалтера


© Дмитрий Гудович

Полезности о бухучете и налогах простыми словами

🔍

 ::БЛОГ:: — кошмар на улице бухгалтеров: фильм ужасов реальности

Тема ужасности бухгалтерско-налогового законодательства, как мне кажется, не является откровением ни для одного человека, прямо или косвенно связанным с бухгалтерским учетом на территории нашей страны. Будучи работниками бухгалтерии, каждый из нас, какую бы должность не занимал или работу не выполнял, волей судьбы просто вынужден отслеживать изменения и веяния законодательства. Без такого отслеживания, существования в современной бухгалтерии просто не возможно. Причем, такого рода изучение трафика изменений законов и подзаконных актов может происходить и без ведома самого работника — в процессе исполнения своих обязанностей он просто сталкивается с моментом, которого не знает, и неосознанно изучает возникший вопрос с точки зрения законодательства. Естественно, чаще всего бухгалтера (давайте я буду называть всех пользователей законодательной бухгалтерской информации просто бухгалтерами) для получения свежих знаний по определенному вопросу обращаются в информационно-правовые системы, но помимо последних многие часто используют и Интернет, выискивая ответы на вопросы именно в мировой паутине. Вообще, при идеальном построении законодательного фундамента любого рода отношений, в том числе и бухгалтерских, вопросов по использованию того или иного момента законодательства возникать просто напросто не должно. Но это в идеале, в красивом сне, находящемся далеко за пределами суровой российской реальности. А что же мы имеем на самом деле?

В реалиях законодательной паутины Российской Федерации мы имеем полный, как говорится, разброд и шатание. Назовите мне хотя бы один законодательно устоявшийся факт, который не претерпевал бы изменений и стал бы уже традиционным? Какое бухгалтерское действие работник выполняет, не оглядываясь на законодательство? Давайте, естественно, не будем рассматривать такие действия, как набрать платежное поручение, выставить счет (что является, по моему мнению, вообще не бухгалтерской работой, а прерогативой менеджера или коммерческого агента, ведущего тот или иной заказ) или провести банковскую выписку. Кстати, в последней кроется целая туча вопросов, которые могут возникнуть у бухгалтера, ибо каждое высоко значимое с точки зрения в первую очередь налогов действие обязательно происходит через движение денежных средств по расчетному счету. При прочих равных, естественно, несколько упрощенно я позволил себе здесь выразиться, но тем не менее это так.

Практически ни одно значимое действие произвести без обращения к первоисточнику, которым выступает в нашем случае Закон или же какое-либо разъяснение его, не реально. Постоянно условия игры на рынке бухгалтерского учета изменяются, причем в самых неожиданных местах, традиционные способы оформления однотипных операций в таких  условиях просто не возможны. Бухгалтер оформляет сегодня операцию, точь в точь такую же, как вчера, но только сегодня правила оформления такой операции могут быть уже другими, либо слегка отличными, либо разниться со вчерашним днем диаметрально противоположно.

В такой ситуации частично спасает использование различного рода бухаглтерского программного обеспечения, будь то 1С или Парус, например, установленный на компьютере или онлайн-сервис в сети Интернет. Эти организации стараются моментально внедрить в свои продукты все изменения законодательства, касающиеся того или иного объекта учета. Но как бы быстро они не реагировали на мановение волшебной палочки законотворческих органов, как бы быстро не внедряли изменения в свои программные продукты, временной лаг между получением бухгалтером обновления и выпуском собственно законодательного акта все равно будет существовать. Да и так называемый человеческий фактор никто еще не отменял — сколько раз за историю той же самой 1С пользователи получали обновления, которые или ломали всю структуру данных, или же работали, так скажем, не правильно.

Другой момент — управленцы высшего и среднего звена, которые просто обязаны по долгу своей службы знать все текущие моменты законодательства с целью планирования, бюджетирования, построения долгосрочных путей развития компании и т.п. Кстати, долговременный расчет в условиях нашей страны не возможен в принципе, опять же, в силу часто меняющихся правил игры на бухгалтерско-налоговом рынке. Закладывать в свой расчет весомую долю риска необходимо просто в любом случае, а вопросы долгосрочного и среднесрочного бюджетирования вряд ли когда-либо станут жесткими, они просто обязаны быть гибкими, с переменной законодательной составляющей.

Существует, помимо вышеизложенного, еще одна глобальная проблема законотворчества РФ — разночтение законодательных актов. Да-да, как бы смешно, грустно или шокирующе это не звучало, но практически все законы в РФ можно трактовать несколько по-разному. Мне кажется, на основании долговременного анализа изменений разного рода законов, наши законотворцы нарочно оставляют как можно больше мест, где что-то недоговорили, что-то недописали, что-то недодумали. А иначе, если наши законы так совершенны, то почему же тоннами выходят разъяснения того же Минфина или ФНС, почему эти структуры просто завалены письмами налогоплательщиков с просьбами разъяснить то или иное положение фундамента законов. Знаете, я провел интересный эксперимент. Я взял 3 Интернет-портала, крупных портала, которые посвящают свою деятельность тому, что отражают на своих страничках изменения законов. Все они публикуют письма Министерства финансов, все три. Я посмотрел их публикации за достаточно долгий период времени — 6 месяцев. Целью моего такого исследования было выявить точки соприкосновения этих сайтов. И знаете, что я обнаружил? Порядка 28% содержимого этих сайтов являются уникальными. То есть, эти разъяснения опубликованы только на одном сайте из трех. Получается, что такое разъяснение два портала просто напросто пропустили и не опубликовали на своих страничках.

Процент такой очень высок. Вывод, который можно сделать из вышесказанного, достаточно невесел. Если Вы читаете странички только одного новостного бухгалтерского ресурса, то это вовсе даже не означает, что Вы в курсе всех изменений, Вы не получаете весь объем необходимой информации, Вы не читаете все новости законодательного мира, что-то останется скрытым от Вас, пройдет незамеченным. Конечно, можно засесть за отслеживание информации с нескольких порталов, но останется ли в таком случае у рядового бухгалтера время на выполнение своих прямых обязанностей? Конечно же, нет.

Если уж говорить о разъяснениях, какие дают наши законотворческие органы, то и здесь все достаточно мрачно. Часто, очень часто, внутри одного ведомства не имеется единого мнения на тот или иной вопрос, то или иное положение законов. Часто разъяснения даются диаметрально противоположными. Что опять же подтверждает тезис о том, что наши законы можно читать по-разному. Тут вспоминается строчка из всем известной басни — «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет». Только пока власть и не собирается делать все на лад, не понимая утопичности своего пути.

Вот таким вот образом и приходится работать современному бухгалтеру, маневрируя между ловко расставленными законодательством капканами, и не забывая, что капканы эти поддаются постоянному изменению и преобразованию — то, что вчера было белым, сегодня стало красным, а вчерашняя груша сегодня превращается в сочное яблоко. Не даром одним из принципов бухгалтерского учета в нашей стране провозглашен принцип осторожности и осмотрительности. Под последним — осмотрительностью — явно понимается, что при исполнении любого действия необходимо обязательно проверить законодательную составляющую этого действия, ибо то, что ты знаешь о правилах оформления той или иной операции, не обязательно является истинным знанием и как раз нужно подходить к этому моменту как можно более осмотрительнее.

В заключении, хотел бы подлить масла в огонь, добавить кошмара в сложившийся ежедневный фильм ужасов бухгалтерии. Минфин активно выбрал курс на МСФО в нашей бухгалтерской жизни, лоббируя их внедрение самыми разными правдами и неправдами. Самая большая неправда — тезис о том, что придут МСФО и будет всем счастье. Ни разу. Ни один из стандартов МСФО не подходит под нашу действительность, а если и внедрить их такими же умными, как они есть, то наша законотворческая власть не сможет получать сверхдоходы в том размере, в котором получает сейчас за наш с Вами счет. А такое положение дел для текущих законотворцев просто неприемлемо. Выводы можно сделать однозначные и, я думаю, каждый сможет додумать продолжение истории самостоятельно.



Дата публикации: 28.09.2012

Рубрика О разном

Метки:

Оставить комментарий