ПРОФБЛОГ для бухгалтера


© Дмитрий Гудович

Работа бухгалтера и отечественный бухгалтерский учет. Взгляд изнутри

🔍
Подписаться на новости

 ::БЛОГ:: — смена места регистрации и упрощенка — Минфин попытался закрыть пробел в законодательстве

Очередной пробел отечественного законодательства о налогах и сборах всплыл не так давно на поверхность, причем в одном из самых, казалось бы, простых вопросов, относительно которого нет и не было никогда разногласий и разночтений. Причем вопрос этот лежит на самой поверхности и нет никакой надобности закапываться в дебри Налогового Кодекса и прочих законов, чтобы столкнуться с ним. Вообще, странно, что никто ранее им не задавался и возник он только тогда, когда конкретная организация столкнулась с ним в своей практической деятельности. Итак, речь в заметке пойдет об упрощенной системе налогообложения и о смене места регистрации юридического лица. 

Не так давно Минфин опубликовал официальный ответ на поставленный вопрос в своем Письме от 18.07.2012 г. № 03-11-06/2/88. Чтобы не вчитываться в разъяснения Министерства, я предлагаю разобрать вопрос, который был ему задан, и ответ на него, а также позволю себе высказать несколько соображений и так сказать расширить ответ Минфина.

Представим себе ситуацию — существует некая организация, применяющая упрощенную систему налогообложения. И вот в процессе ведения хозяйственной деятельности наступает такой момент, когда наша гипотетическая организация меняет свое место регистрации. Причем, меняет его таким образом, что ей приходится переехать в другой регион РФ. Казалось бы, простейшая ситуация, которая может встречаться на практике в любое время и сложностей в которой никаких не видится. Но вот тут то как раз и засел краеугольный камешек проблемы — все дело в том, что в другом регионе может быть установлена совсем иная ставка по упрощенке. И что же делать организации, которая уже в текущем налоговом периоде уплатила авансовые платежи по УСН? По какой ставке и как ей отчитываться по итогам года? Как ей зачесть авансовые платежи, уплаченные в другом регионе в совершенно другой территориальный бюджет по другому ОКАТО да еще и по другой ставке налога?

Если Вы прочитали текст разъяснений Министерства финансов, то наверняка обратили внимание, что конкретных инструкций, как решить данную проблему, Минфин не дает, отделываясь общими формулировками, предполагающими, что за ними налогоплательщик увидит истину и воспользуется ей. Между тем, явный ответ дается лишь на один вопрос — отчитываться по итогам года налогоплательщик должен по той ставке УСН, какая принята в регионе, в котором он предоставляет налоговую декларацию. То есть, говоря простыми словами, по ставке того региона, в который налогоплательщик переехал.

Хорошо, сумму налога, подлежащую уплате в бюджет по итогам года, мы теперь посчитать можем. Но что делать с авансовыми платежами, которые организация уже оплатила по старому месту регистрации? Прямого ответа на этот вопрос в Письме не приводится, зато черным по-русски нам дают понять, что «перебросить» эти платежи из бюджетной системы одного региона в бюджетную систему другого региона нельзя — Налоговый Кодекс просто напросто не позволяет этого делать. Таким образом, получается, что авансовые платежи, уже уплаченные организацией, будут просто вычитаться из суммы налога к уплате по итогам года в размере фактически уплаченных сумм.

В рассматриваемом письме, помимо всего прочего, можно разглядеть и другую норму Налогового Кодекса, касающуюся упрощенной системы налогообложения, а именно — применение двух различных ставок в рамках одного налогового периода по УСН не возможно. Ставка будет только одна — существующая в регионе по последнему и текущему месту регистрации налогоплательщика. В этом моменте может возникнуть неприятная и весьма курьезная ситуация, если налогоплательщик переезжает в регион с более высокой ставкой налога, чем в регионе предыдущего места регистрации  — фактически ему придется доплатить налог, который он уже честно и в полном объеме оплатил.

Проиллюстрирую то, что я сказал, на простейшем примере. Пусть у нашей переезжающей организации по старому месту регистрации налогооблагаемая база за 1 квартал составила 10000 рублей, а ставка налога была 5%. Получается, сумма авансового платежа будет равняться 10000 х 5% = 500 руб. Допустим, что в новом регионе, в который налогоплательщик переехал, ставка налога по УСН равна 10%. Естественно, как следует из письма Минфина, перерасчитывать авансовый платеж налогоплательщику будет не нужно, сумма, ранее уплаченная, будет уменьшать сумму налога к уплате по итогам года. Но вот как раз в годовую то сумму войдет налоговая база за 1 квартал по ставке налога 10%, то есть с точки зрения годового расчета за 1 квартал сумма авнсового платежа будет равна 10000 х 10% = 1000 руб. Вот так и получается, что авансовый платеж, уже уплаченный в полном объеме, по итогам налогового периода скорректируется в большую сторону. Причем такая сумма к доплате возникнет намного раньше годового отчета, потому как следующий авансовый платеж уже за полугодие налогоплательщик будет оплачивать с учетом новой ставки по УСН и с учетом уже произведенного авансового платежа.

Существует и еще один момент, по которому у налоговиков нового региона регистрации налогоплательщика могут возникнуть к последнему вопросы. По годовой декларации в налоговой осядет определенная сумма, которую налогоплательщик должен будет уплатить в бюджет данного субьекта РФ. Но вот увидеть уже оплаченные в другом регионе авансовые платежи эта налоговая вряд ли сможет. Последствия далеко не веселы и, скорее всего, будут требовать целую массу бюрократической работы — ведь новая ИФНС налогоплательщика наверняка выставит ему сумму недоимки по УСН плюс пени.

Вот к таким последствиям может привести казалось бы элементарный факт хозяйственной деятельности. Видимо, в момент принятия поправок в НК РФ, которые дали возможность субъектам нашей страны самостоятельно устанавливать ставку налога по УСН, никто даже и не подумал о том, что такая ситуация может вполне иметь место. Естественно, вышеупомянутое письмо Минфина нужно взять на заметку, чтобы на случай смены места регистрации иметь хоть какую-то законодательную основу зачета ранее уплаченных авансовых платежей. Мне кажется, что в ближайшем обозримом будущем в Налоговый Кодекс будут внесены поправки, закрывающие этот явный пробел законодательства. Но на текущий момент времени кроме данных разъяснений Минфина мы ничего, к сожалению, не имеем.



Дата публикации: 21.08.2012

Один комментарий to '::БЛОГ:: — смена места регистрации и упрощенка — Минфин попытался закрыть пробел в законодательстве'

Подписка на комментарии RSS or TrackBack to '::БЛОГ:: — смена места регистрации и упрощенка — Минфин попытался закрыть пробел в законодательстве'.

  1. […] Комментарии письма в Блоге […]

Оставить комментарий