Warning: include_once(/home/users/q/quadrum/domains/d-gudovich.ru/life/wp-content/plugins/sociable-re/sociable.php) [function.include-once]: failed to open stream: Отказано в доступе in /home/users/q/quadrum/domains/d-gudovich.ru/life/wp-settings.php on line 215

Warning: include_once() [function.include]: Failed opening '/home/users/q/quadrum/domains/d-gudovich.ru/life/wp-content/plugins/sociable-re/sociable.php' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.3/share/pear') in /home/users/q/quadrum/domains/d-gudovich.ru/life/wp-settings.php on line 215
LIFE-блог » Проблемы образования
ПРОФБЛОГ для бухгалтера База знаний Бухновости

Архив

Публикации с меткой ‘Проблемы образования’

А для чего мы учимся?

24 Декабрь 2013 3 comments

Вопрос богатый на обсуждение и очень риторический — а для чего люди у нас, в нашей стране, учатся? Конечно, пытаясь ответить на него, моментально можно вскрыть большинство из существующих болезней как нашего общества, так и государства в целом. Но это если мыслить в глобальном смысле. А если задуматься локально, на вот конкретный данный момент времени, если Вы обучаетесь, то для чего?

Я думаю, что далеко не многие ответят на него так, как должно быть — чтобы получить знания, умения, которые можно применить в будущем. Не кривя душой ответить именно так сможет ничтожно малое число людей, а если уж говорить о тех, кто получает свое первое или среднее, или высшее образование — то так ответят, скорее всего, и вовсе единицы. И происходит это вовсе не потому, что сейчас нужно всем во что бы то ни стало закончить школу, поступить в ВУЗ и получить диплом, ставя его в качестве цели своего пребывания в учебном заведении, хотя для многих именно это и стоит во краю угла.

Очень многие, даже пытаясь получить знания и стремясь к ним, в данный конкретный момент учатся ради одной цели — сдать сессию, получить оценку, получить аттестат. Не ради получения знаний, не потребляя их и не впитывая в себя, а, в первую очередь, для получения высокого балла или зачета. И вот эта проблема образования очень сильно сквозит с самого начала обучения, чуть ли не с детского садика — нас натаскивают на то, что нужно учиться хорошо, что нужно иметь лучший балл, быть лучше всех по оценке, но не по полученным знаниям. Нас, фактически, натаскивают на то, чтобы сдать, а не на то, чтобы научиться. Мы идем учиться именно сдавать на права, а не научиться водить автомобиль. Мы сдаем сессию, чтобы получить оценки, достаточные для того, чтобы остаться в институте или же чтобы получить стипендию, но нам мало важны знания, переданные нам преподавателями.

Нам очень важно сдать, но не важен процесс приобретения знаний. Ведь какой самый лучший преподаватель в институте? Правильно, тот, который всем поставил отметки автоматом, а не тот, который передал реальные знания. Хотя и последний может стать самым лучшим, если поставит все автоматом :)

Как результат — многие не умеют элементарного — учиться. И более того, многие этого не только не умеют, но и категорически не хотят. Более чем десятилетнее натаскивание на результат в виде «Сдал/Не сдал» дает свои плоды.

P.S. Я прекрасно понимаю, что проблема в получении знаний очень зависит не только от обучающихся, но и от преподавателей. Это как в ножницах Кейнса — игра спроса и предложения. При текущих делах нет ни первого, ни второго. И эта очень широкая и глобальная проблема. Собственно, с этого я и начал свой этот пост.

В России убивают шансы детей на достойное будущее — о системе образования

Проблемы отечественного образования, часть 02

Ссылка на первую часть поста — http://dmitrygudovich.tumblr.com/post/32796769617

Получив определенные комментарии на свой первый пост и имея желание продолжить тему, решил написать пост №02, посвященный проблемам образования в нашей стране. Стоит отдавать себе отчет в том, что правых и виноватых во всей куче проблем отыскать мне не удастся — это просто не возможно. Не возможно по результатам своих размышлений ткнуть пальцем в кого-либо или же в определенный факт состоявшихся событий, чтобы обличить причину всех бед. Да и вина, по большому счету, кроется в обоих сторонах — студентах и преподавателях. Ну и, естественно, в самом обществе, болезнь которого сейчас из скрытой формы перешла в форму открытыю и, я думаю, никто со мной спорить не будет в том, что наше общество болеет и болеет сильно. Ну что ж, предлагаю перейти непосредственно к теме, чтобы не углубляться в дебри мало кому нужных в данном контексте размышлений.

Давайте обратимся к студенчеству — милая пора, практически беззаботная, первые глотки свободы и первые ощущения взрослости и самостоятельности — что может быть прекраснее? Если бы не учеба — то все бы было совсем отлично. Но вот именно учеба мешает вести праздную жизнь, а ее ой как хочется после школы, нравоучений, наставлений, обязательств выполнять что-то любой ценой, из под палки. Вот в этих нескольких предложениях скрыты сразу же несколько проблем, которыми наше образование страдает.

В первую очередь, молодежь в виде студентов практически не заинтересована в получении новых знаний, она не видит и не представляет своего будущего, своей профессии, своей дальнейшей работы. Увидев массу историй успешных людей и бизнесов, практически каждый грезит тем, что и у него-то, у могучего и сильного мира сего, обязательно будет свое дело, где уж он то себя покажет. Молодые люди и девушки не отдают себе отчета в том, что просто так в этой жизни ничего не бывает, а капиталы достаются неимоверным многолетним трудом, который подкреплен огромной массой знаний и навыков, полученных в процессе обучения и приобретенных при достижении своей цели. Даже в случае, если есть богатые родители, обеспечившие молодому человеку или девушке безбедное существование, последние не понимают, что вечными родители не будут, а вот управлять махиной своего дела, своего бизнеса без соответствующих знаний, да и бог с ними, со знаниями, без соответствующих навыков у них вряд ли получится. Но, тем не менее, факт остается фактом — этого понимая нет, нет цели, нет стимула, не видится полезность тех знаний, умений и навыков, какие даются нам сначала в школе, а затем — в институте. В совокупности с отсутствием цели, псевдосвобода и чувство взрослости и самостоятельности вскруживают голову молодых людей и вполне естественно на первое место выходят тусовки и развлечения, нежели стремление к знаниям и навыкам. Нет, я не пропаганирую сейчас всем срочно садиться за учебники и лекции, забыть про развлечения и тусовки. Нет. Все это можно вполне себе успешно сочетать. 

Следующее, что видится среди проблем, обозначенных выше — это огромное количество предметов, большая загрузка, частью своей абсолютно студентам не нужная, неверное распределение часов занятий и тому подобное. Нет, я не за то, чтобы из расписаний занятий и учебных курсов исключили общеобразовательные предметы, будь то история для технарей или математика для гуманитариев, например. Эти дисциплины должны быть в числе изучаемых предметов, но вот количество времени, отводимое на них, можно вполне себе поурезать. Я не понимаю, зачем гуманитарию 2 академических часа практики по математике плюс один час лекций в неделю. Я не могу понять, зачем у бухгалтеров курс математики растянут аж на три года, причем занятия стоят каждую неделю — и лекция, и практика. Это все примеры из реальной жизни, из реальных расписаний в ВУЗах. Акцентирование внимания студентов нужно производить на специальных предметах, но не размазывать курсы общеобразовательные для них и не ставить количество занятий, превышающее специальные дисциплины.

Ну а само преподование спецдисциплин? О качестве подачи материала можно писать не один пост — в предыдущем я уже упоминал, что большинство преподавателей абсолютно не являются компетентными, чтобы давать знания другим. Просто напросто, они сами не знают тот предмет, который читают. Естественно, никаких знаний такие преподаватели дать не могут — им для начала самим бы неплохо узнать то, что они несут на парах. Также имеет место и наличие слишком большого количества теории в курсах, при том, что практика явно отстает от нее. Кому интересно слушать кучу умных слов, не понимая, а как, собственно, все это работает в жизни и на фига, простите, все это вообще надо? Нацеливать преподнесение предмета и новых знаний необходимо строго с практической точки зрения — ведь так будет и интереснее, и понятнее самим студентам, а у преподавателя также появляется свой интерес: нет ничего более стимулирующего, чем осознание того, что тебя понимают, ощущение отдачи от аудитории, когда ты смог передать заинтересованность сидящим в ней людям. Это на самом деле сногсшибательный поток энергии, но сначала ты эту энергию должен отдать сам. Передать интерес к теории — практически нереально. К сожалению, нацеленность на теоретическое изучение материала присутствует повсеместно, наверное, во всех ВУЗах. Ну и связано это еще и с тем, что для того, чтобы преподавать практику, преподаватель сам должен прекрасно знать теорию и ориентироваться в предмете, как рыба в воде. При отсутствии таких знаний ничего не остается, как пичкать студентов теорией из учебника. 

Существует еще одна проблема, которая кроется в нашей системе образования уже давно, еще со времен СССР. Понимание ее не менее важно, чем все изложенное ранее, потому что, как мне кажется, она является одним из краеугольных камешков всей системы. Сформулировать ее можно следующим образом — вся система нашего образования нацелена на оценку, на результат, но не на получение студентом и не на передачу преподавателем знаний. Как Вы будете сдавать зачет? Как набрать баллы для допуска? Какие билеты будут на экзамене и на сколько вопросов нужно дать ответ, чтобы сдать его? Как заработать высший балл для стипендии? Все эти вопросы — про оценку, вся направленность обучения — на получение оценок в процессе и на получение итоговой оценки в виде диплома по окончании обучения. Вот один из самых огромных корней зла — нас дрессируют еще со школы сдавать предмет и учиться на пять, нас не приучают стремиться к знаниям и получать их. С детства мы учим уроки, чтобы не получить двойку. Такая же тенденция сохраняется и в институте. Да что тут темнить, эта нацеленность на результат преследует нас по всей нашей жизни. Отсюда и известное русское “сделать тяп-ляп, абы как, лишь бы сделать”. Потому что важно сделать, получить результат, качество последнего — никого не волнует.

Все вышеизложенное рождает спрос на легкую сдачу предмета, получение зачета или экзамена, и как следствие — к проблемам покупок оценок, дачи взяток и т.п. Да, здесь огромна вина преподавателей, которые, как и многие современные люди, почувствовав халтурный способ заработать — не брезгуют прибегнуть к нему. Мало того, что многие из них не давая никакх знаний студентам получают заработную плату, фактически, просто так, не за что, так еще и имея власть над учащимися в виде контрольной функции экзамена или зачета — не кичатся получить дополнительный заработок и там. Беря во внимание тот факт, что спрос на такую сдачу предмета в силу описанных выше причин имеется и его уровень достаточно высок, преподавателю не составляет труда немножко подзаработать. Кстати, не стоит здесь винить систему ВУЗовской оплаты труда, мол — она слишком низкая. Да, ее уровень не высок, денег много не заработаешь, правда, как и везде, если не будешь работать. Конечно, если есть желание вести по 5-6 пар в неделю — то сверхзаработка никогда в жизни не полчить. Но 5-6 пар в неделю — это не более 9 часов в неделю. При стандартной 40-часовой рабочей неделе — — это совсем лишь не большая ее часть. При прочих равных условиях, естественно. Так что, если не лениться и работать, то заработать в ВУЗе можно, причем вполне себе не плохие деньги. И без взяток.

Пожалуй, пора заканчивать мой пост, написал достаточно много и эмоционально, так что прошу меня за это простить. Скорее всего, я продолжу свою серию постов об образовании. Буду рад Вашим комментариям и мыслям. 

Всем добра и всего наилучшего!

Последние несколько лет я все чаще и чаще задумываюсь о проблемах, царящих в образовании в нашей стране. И чем больше я думаю о них, тем более запутанной и какой-то безвыходной мне кажется сложившаяся ситуация. Если вкратце, то что мы имеем сейчас? А имеем мы буквально следующее — есть группа студентов и школьников, которые не хотят принимать и воспринимать знания в силу того, что большинству из них они могут и не понадобиться в жизни. Но тем не менее, все эти молодые люди и девушки, грезят хорошей работой и очень высокой зарплатой, имея просто сверхамбиции на счет самого себя. С другой стороны, группа преподавателей, которые сами по себе не компетентны в преподаваемом предмете, которые основной целью ставят наживу на студентах, которые не хотят учиться и познавать что-то новое. Что самое страшное, что эти два множества вполне себе пересекаются, спрос на халявную финансовую сдачу предмета практически всегда находит свое предложение. И пока что, углубляясь в эту тему, я не могу найти какого-то выхода из нее.

В свое время, будучи преподавателем нескольких ВУЗов, я на своей шкуре убедился, что тот уровень образования, который дают студентам, он намного ниже плинтуса и даже те, кто реально хочет что-то знать, начать в чем-то разбираться — просто на просто не знаю ничего, ибо им это не дали, не преподнесли в нужном формате. Пытаясь разнообразить преподаваемые предметы, я базировал свой курс на том, что у людей будет определенный фундамент знаний, определенная подушка, которую им должны были дать до меня. Но увы, к сожалению мне приходилось вместо того, чтобы двигаться вперед, возвращаться далеко назад и начинать преподавать все чуть ли не с основ. Наблюдать и видеть это очень, на самом деле, печально. И особенно печально, что такой подход со стороны преподавателей к ребятам, которые реально хотят получить знания, которые стремятся к ним, является абсолютно губительным для последних. Вместо знаний им прививается полное отвращение к предмету, который является их специальностью.

Под конец небольшой заметки хотел бы привести пример — как-то встретил я одного из студентов, который учился у меня, один из таких вот звездочек, которые хватают все на лету и стремятся к знаниям. Я у них вел далеко не профильный предмет — этот человечек учился на чисто гуманитарной специальности, я же преподавал у них математику и основы задач линейного программирования. Так вот, студент этот поделился со мной, что лучше моих лекций и моего предмета никто у них ничего не вел, так хорошо и понятно никто не объяснял. Нет, не добавить плюс в свою карму я хочу этим примером. А отобразить реалии — что гуманитарию был дан абсолютно не профильный и технический предмет лучше и интереснее, чем его родные дисциплины. А ведь, должно быть все диаметрально противоположно