ПРОФБЛОГ не только для бухгалтера


Разные полезности о бухучете и налогах

🔍

 Несколько слов об оформлении доверенности на сотрудника

doverennostСовсем недавно, в не очень жарком июле, я вскользь уже упоминал вопрос оформления доверенностей в небольшом обзоре законодательных изменений за 1 полугодие 2013 года. Тем не менее, как мне видится, имеет смысл рассмотреть этот вопрос немного подробнее, ведь абсолютно любая организация сталкивается в процессе своей деятельности как с составлением этого документа, так и с принятием его от своих клиентов и заказчиков.

Итак, кратко предлагаю посмотреть, что же изменилось в порядке оформления доверенностей.

1. Срок действия доверенности

Начиная с сентября месяца, доверенность можно выписывать на любой срок, не ограничивая себя практически никакими рамками. Говоря прямо, срок вообще можно не указывать, так как его обозначение в рамках доверенности является рекомендательным, но вовсе не обязательным правилом. Опять же, согласно Гражданского Кодекса, в том случае, если срок не указан, то он принимается равным одному году с даты выдачи доверенности. Тем не менее, я бы советовал срок действия доверенности все-таки указывать, с целью избежания возможных разногласий и недопониманий с контрагентами.

2. Форма доверенности

Всем знакомые долгое время формы оформления доверенностей за номерами М-2 и М-2а перестали быть обязательными еще с начала 2013 года. Теперь доверенность можно оформлять в произвольной форме. Главным требованием является наличие обязательных реквизитов, о которых мы поговорим в следующем пункте.

 

3. Обязательные реквизиты доверенности

По большому счету, в число обязательных реквизитов доверенности входят все те же реквизиты, что и ранее. Собственно говоря, если оформлять документацию грамотно и вникнуть в саму суть доверенности и ее экономический смысл, то упустить хотя бы один из реквизитов будет практически не возможно. Тем не менее, давайте еще раз перечислим их:

  • дата выдачи доверенности
  • реквизиты лица, выдавшего доверенность (ИНН, КПП, адрес, банковские реквизиты и т.п.)
  • информация о доверенном лице (фамилия, имя, отчество, должность, паспотртные данные и т.п.)
  • перечень полномочий, какие может осуществлять доверенное лицо
  • образец подписи доверенного лица
  • срок действия доверенности (как говорилось выше — не обязательный, но рекомендованный реквизит)
  • печать организации.

Если внимательно посмотреть на последний пункт о печати организации и на соответствующую статью Гражданского Кодекса РФ (статья 185.1), то можно легко заметить, что о печати организации в Кодексе нет не слова. Конечно, если речь идет о случае нотариального заверения доверенности, до отсутствие печати здесь ну никак не пройдет — документ без печати нотариус заверять не будет. А вот если мы говорим о простых, «ежедневных» доверенностях, то вроде бы как печать мы ставить вовсе даже и не обязаны.

Не знаю, упущение это составителей Гражданского Кодекса или же их намеренное действие, но я бы не стал принимать к учету доверенность без печати. Согласитесь, достаточно много в этом случае возникает возможностей для разного рода махинацией. Поэтому, если же законодатели хотели «упростить» нам жизнь путем отмены обязательности печати на доверенности, то, как говорится, «не в том месте упростили». А если же про печать в новой ГК РФ просто забыли — ну что ж, это не первое и, к сожалению, наверняка не последнее упущение важного пункта учетной практики и документооборота.

 

4. Договор и доверенность

А вот возможность прописать доверенное лицо прямо в рамках договора и вообще более не оформлять доверенностей на него — замечательное нововведение, которое уже давно просилось в практику документальной работы, как мне кажется. Естественно, есть определенные и минусы такого способа оказания доверия сотруднику — ведь он может уволиться из организации и в этом случае придется менять условия договора. Но, тем не менее, наличие такой возможности много лучше, чем ее отсутствие. И я уверен, что большое число компаний будут избавлены от множества лишней бумажной работы.

 

5. Новый вид доверенности — безотзывная

Новая редакция Гражданского Кодекса (статья 188.1) предусматривает новую форму доверенности, называемую безотзывной. Если говорить простым языком, то это такая доверенность, действие которой можно отменить только по неким обстоятельствам, указанным в самой доверенности. Естественно, что такие доверенности выдаются лицу без права передоверия и, что немаловажно, она должна быть нотариально заверена.

Я думаю, следуя простым правилам, которые указаны в этой статье, каждый бухгалтер сможет без особого труда составить доверенность по новым правилам, в свободной форме. Конечно, если возникнут трудности при составлении, то никто не запрещает использовать доверенности по старым, знакомым нам формам, утвержденным Госкомстатом. Но, как мне видится, добрую часть доверительных действий целесообразно будет оформлять по новым правилам — это поможет избавит от ненужного объема бумажной работы и значительно упростит определенные взаимоотношения организации с контрагентами.



Оставить комментарий