ПРОФБЛОГ для бухгалтера


© Дмитрий Гудович

Работа бухгалтера и отечественный бухгалтерский учет. Взгляд изнутри

🔍
Подписаться на новости

 Обзор последних законодательных инициатив

Обзор последних законодательных инициативДанную статью я решил посвятить не одной какой бы то ни было конкретной теме, а рассмотреть несколько различных вопросов, которые или уже прошли определенные стадии обсуждений в Государственной думе, или же готовятся последней к первым чтениям. Вообще, как показывается практика, очень часто законопроекты, принятые в первом чтении, рано или поздно достигают финишной прямой и становятся законами. Правда, в ходе дебатов их текст может быть несколько изменен, но обычно общий смысл и вектор этих законопроектов остается неизменным. Так что, давайте поговорим о тех тенденциях законотворческой мысли, которые есть на текущий момент времени и о тех, которые уже сделали первые шажки к тому, чтобы статьи полноценными законами.

Итак, в данном обзоре мы поговорим о следующем:

1 — О налоге на доходы владельцев бизнеса

2 — О росте акцизов на некоторые подакцизные товары

3 — О чистых активов и новой формуле их расчета

4 — О новых взносах в Фонд социального страхования

5 — О МРОТ на 2015 год.

Как и всегда, помимо констатации факта и объяснений смыслов законопроектов, я выскажу по некоторым из них свое мнение :) Ну а теперь давайте обо всем по порядку.


1. Налог на доходы владельцев бизнеса.

Налог на доходы владельцев бизнесаПодобным налогом, как известно, облагаются выплаты дивидендов физическим лицам, которые являются владельцами или совладельцами организаций. Так как речь идет об обложении доходов физлиц, то естественно в качестве налога мы говорим о НДФЛ. В настоящее время налог на доходы физических лиц с доходов, полученных в виде дивидендов, составляет 9%. Так вот, согласно законопроекту № 605370-6 этот НДФЛ предлагается увеличить с 9% до 13%, то есть фактически сделать равным обычному НДФЛ, удерживаемому с работников организаций.

Если почитать пояснительную записку к законопроекту, то можно обратить внимание на тот факт, что законотворцы наши отмечают факт роста сбора подобного налога — за последние несколько лет владельцы бизнеса стали платить этот налог все в большем и в большем валовом размере. Так вот, повышение ставки налога, как отмечается в пояснительной записке, позволит сохранить доходность владельцев бизнеса на уровне 2012 года, а зато бюджет страны получит дополнительные миллиарды рублей дохода. Занавес.

Если говорить очень грубо, то рост сборов такого НДФЛ мог произойти только:

а) в случае роста прибыльности существующего бизнеса, как крупного, так и маленького

б) в случае появления множества успешных предприятий и предпринимателей

в) в случае легализации доходов владельцев компаний, когда причитающиеся деньги не выводятся каким-то образом, а честно выплачиваются в виде дивидендов со всеми сопутствующими налоговыми платежами.

Повторюсь, что приведенный выше анализ весьма груб и не претендует на точность, но причинно-следственную связь он немного, но вскрывает. Так от какого из этих пунктов готово отказаться наше правительство? Или, как оно часто бывает, стоящие у руля власти считают, что бизнесмены продолжат начислять себе доходы в том же объеме, облагать их по повышенной процентной ставке налога, фактически получать на руки меньше почти в полтора раза меньше денежных средств и продолжать дальше эффективно работать на благо государственного бюджета? Подобный подход мы наблюдали со страховыми взносами индивидуальных предпринимателей, когда, судя по всему, на верху никто и не мог предположить о том, что ИП просто начнут массово закрываться. По не понятной мне причине ставка была сделана на то, что все ИП продолжат работать и честно платить увеличенные взносы. Очень похоже, что авторы текущего законопроекта считают абсолютно так же.

2. Увеличение акцизов на некоторые категории подакцизных товаров.

Рост акцизов на некоторые товарыПро эти нововведения говорят в последнее время много и общая тенденция роста акцизов прослеживается на протяжении нескольких последних лет. В частности, все в том же законопроекте № 605370-6 предлагается в 2015 году не трогать акцизы на алкогольную продукцию с целью, цитирую, «стабилизации ситуации на рынке алкогольной продукции».

Зато акцизы на табачную продукцию предлагается проиндексировать темпами, опережающими инфляцию. Чтобы не говорить витиеватыми и малопонятными фразами, я приведу простой пример. Сейчас, в 2014 году, налог на сигареты рассчитывается как

800 рублей за 1000 штук + 8,5% их расчетной стоимости.

Предполагается, что в 2015 году тот же самый налог должен будет рассчитываться следующем образом:

960 рублей за 1000 штук + 9,5% их расчетной стоимости.

В 2016 году (если, конечно, в 2015 ничего не изменится, что вряд ли) налог составит:

1200 рублей за 1000 штук + 10% их расчетной стоимости.

О том, что будет в 2017 году говорить смысла нет, потому что я больше чем уверен, что даже в следующем году расчет на 2016 году изменится, но тем не менее по текущим планам Депутатов в 2017 году налог будет рассчитываться следующим образом:

1350 рублей за 1000 штук + 10,5 % их расчетной стоимости.

К чему может привести бесконтрольный рост налогов на подобные товары каждый из нас, я думаю, вполне себе представляет. Почему-то не понимают этого опять же там, сверху. Не спорю, что курение — привычка очень и очень мерзкая и не смотря на то, что я сам являюсь курящим человеком, я ее не поддерживаю ни разу. Да, с этим нужно бороться, но не такими методами. Это, как я не однократно уже говорил и писал в этом блоге — борьба с последствиями, с ветряными мельницами, ну и способ пополнить доходную статью государственного бюджета, естественно. Только вот если бы подобные законопроекты принимались с целью заботы о здоровье нашего населения, то они принимались бы вторично. Первичными должны быть совсем иные меры и совершенно в иных областях нашей жизни. Только в них пока тишина и спокойствие, к сожалению.

3. Новая формула расчета чистых активов. И для ООО тоже

Новая формула расчета чистых активов14 октября 2014 года в Минюсте был зарегистрирован приказ Минфина от 28.08.2014 г. № 84н. Правда, Приказ на текущий момент времени не вступил в силу и когда он точно вступит в силу пока не известно. Все дело в том, что он пока не был нигде официально опубликован, а вступит в законную силу он лишь по истечении 10 дней с этого момента. Тем не менее, есть все основания утверждать, что к отчетности за 2014 год он уж точно станет обязательным к применению всеми обществами РФ.

Напомню, что текущие редакции законодательных актов, регулирующие расчет чистых активов, обходят стороной Общества с ограниченной ответственностью и, де-факто, к ООО просто применялся тот же порядок, что и к АО. Вышеуказанный приказ устраняет этот пробел законодательства — теперь для всех-всех-всех Обществ действует единый порядок расчета чистых активов.

Напомню, что, упрощенно говоря, показатель чистых активов показывает то, что останется у владельцев (акционеров) общества после того, как последнее исполнило все свои обязательства. Именно поэтому показатель чистых активов не должен быть меньше, чем уставный капитал. Иначе можно сделать справедливый вывод о том, что общество не то что не приумножило первоначально данный ему капитал, но и растратило его.

Итак, теперь давайте непосредственно к сути — к формуле расчета показателя чистых активов. Упрощенно говоря, нам нужно из принимаемых к расчету активов вычесть принимаемые к расчету пассивы.

Принимаемые к расчету активы — это все активы организации за минусом дебиторской задолженности учредителей (или участников, или акционеров, или членов и т.д.) общества по их вкладам в уставный капитал (или по оплате акций).

Принимаемые к расчету обязательства — это все обязательства общества за минусом доходов будущих периодов, признанных организацией в связи с получением государственной помощи, а также в связи с безвозмездным получением имущества.

Естественно, что величины, включаемые в расчет чистых активов, берутся из бухгалтерского баланса, с учетом регулирующих величин (то есть, в нетто-оценке). Также в Приказе уточняется, что при расчете чистых активов не нужно брать данные с забалансовых счетов.

4. Взносы в ФСС за иностранцев

21 октября Государственной Думой был принят еще один законопроект № 577906-6, который вносит ряд изменений в действующий порядок определения страховых взносов. В частности, законопроектом устанавливается, с одной стороны, обязанность работодателей с 2015 года исчислять и уплачивать в Фонд социального страхования страховые взносы за временно пребывающих на территории РФ и работающих в компании иностранцев, а с другой стороны — позволит этим самым временно пребывающим иностранцам получить право на оплачиваемый больничный. Тариф страховых взносов должен будет составить 1,8%, а с самим иностранцем должен быть заключен трудовой договор продолжительностью более 6 месяцев. Правда, иностранные работники смогут получить лишь пособие по временной нетрудоспособности, а вот на пособие по беременности и родам, а также по уходу за ребенком им рассчитывать не стоит.

5. МРОТ в 2015 году

МРОТ в 2015 годуИ наконец последней новостью, которой я хочу поделиться в этом обзоре, становится законопроект о минимальном размере оплаты труда на 2015 год. Законопроект имеет номер 611452-6 и он был принят в первом чтении все в тот же день — 21 октября 2014 года.

Предполагается на 2015 год установить минимальный размер оплаты труда на уровне 5965 рублей, что аж на целых 7,4% выше текущего уровня (напомню, сейчас МРОТ составляет 5554 руб.). Глядя на процент роста не вольно вспоминается аксиома о том, что с нуля расти легко :) Процентное увеличение кажется достаточно большим, в абсолютном же выражении эта величина является весьма и весьма маленькой.

Вообще, про МРОТ можно говорить много и долго и слова будут, естественно, в основном не совсем цензурные. Вот смотрите, откуда берется такой рост МРОТ? Вы думаете, что целью его увеличения является хоть и мизирный, но рост благосостояния граждан страны? Не совсем так.

Чтобы слишком не задумываться над величиной МРОТ в 2015 году, депутаты просто скорректировали текущее значение МРОТ на величину инфляции, какой мы достигли в 2014 году. То есть имеется предположение и расчет, что инфляция в 2014 году составит 7,4%. Поэтому МРОТ и увеличивается на этот процент. Таким образом, в 2015 году мы получим минимальный размер оплаты труда, который де-факто будет соответствовать реалиям 2014 года. А вот то, что в следующем году у нас непременно будет тоже какая-то инфляция, минимальный размер оплаты труда не учитывает ни каким образом.

Далее, можно отметить, что в 2014 году снизилось соотношение МРОТ к прожиточному минимуму. Соотношение за 2013 год составляло 66,1 %, а в 2014 году оно стало 63,2%. Так вот, в пояснительной записке к законопроекту черным по белому указывается, что МРОТ на 2015 год призван сохранить сложившееся соотношение в 63,2%. То есть, фактически происходит фиксация обедневшего уровня МРОТ.

Вот такие вот простые выводы можно сделать, если копнуть немножко дальше процентных выкладок и даже абсолютных значений. Хотя, можно особо сильно и не углубляться в аналитические рассуждения, как говорится жизнь нам все наглядно демонстрирует без всяких там разных цифр и аналитик.

На этой не совсем оптимистической ноте стоит, пожалуй, завершать данный обзор. Скорее всего, в скором времени выйдет вторая его часть, в которой мы рассмотрим очередные тенденции законотворческой мысли. А еще, быть может, какой-нибудь из законопроектов станет уже реальностью, как знать? 2015 год уже совсем близко, а значит у нас с Вами будет все больше и больше тем для рассмотрения.



Оставить комментарий