ПРОФБЛОГ не только для бухгалтера


© Дмитрий Гудович

Полезности о бухучете и налогах простыми словами

🔍

 Оцениваем риск налоговой проверки

proverka-nalogovoy-sluzhbyНалоговые проверки — о них в последнее время говорится достаточно много и мы с Вами можем почерпнуть самую разнообразную информацию о них из многочисленных источников сети. Тем не менее, для многих из бухгалтеров, не прошедших «испытание кровью», так сказать, даже сама вероятность проведения выездной налоговой проверки зачастую вызывает трепетный страх. Это с одной стороны понятно — что-то приятное в нагрянувшей в гости налоговой найти вряд ли удастся. Но, тем не менее, впадать в панику также не стоит, тем более, что налоговики сами нам дают определенные подсказки, как если не избежать, так значительно сократить риск того, что завтра в двери Вашего офиса постучится соответствующее должностное лицо с постановлением о проведении выездной налоговой проверки. Так каким же образом можно оценить риск попадания в «черный список» проверяемых?

Вообще, я уже писал о том, что существует некая Концепция выездных налоговых проверок, поэтому для общего представления о ней я советую обратиться к статье по ссылочке выше. В этом же посте я хотел бы поговорить об этой концепции более подробно.

Для начала, давайте сразу же себе уясним, что выездные налоговые проверки в течении года происходят согласно Плана выездных налоговых проверок, который составляется в конце каждого календарного года на год последующий. При составлении данного плана налоговики ориентируются на многосторонний и многоуровневый анализ самых различных показателей всей совокупности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Целью такого анализа является выявление тех налогоплательщиков, которые не соответствуют двенадцати критериям, являющихся основой для включения именно Вас в план выездных проверок на следующий календарный год.

Соответственно, чем больше критериев нарушено тем или иным налогоплательщиком — тем выше вероятность проведения у него налоговой проверки. Так давайте посмотрим, что это за критерии и по каким пунктам оценивают нашу деятельность налоговики более подробно.

Критерий 1 — Налоговая нагрузка налогоплательщика

Для начала, давайте установим, что же понимается под налоговой нагрузкой. Итак, налоговая нагрузка в данном контексте — это отношение суммы уплаченных налогов к выручке, умноженное на 100%:

Налоговая нагрузка = (Сумма уплаченных налогов / Выручка) х 100%

Обратим внимание на числитель дроби — в сумму уплаченных налогов не включаются страховые взносы, а также налоги, которые налогоплательщик уплачивает в роли налогового агента (НДФЛ и удержанный НДС). Также следует иметь ввиду, что берется сумма именно уплаченных, а не начисленных налогов. Поэтому, в том случае, если какой-то из налоговых платежей числится в налоговой как «не опознанный», то он не будет приниматься в расчет при подсчете такого показателя.

В знаменателе дроби мы наблюдаем выручку — это та самая выручка, которая фигурирует в нашем отчете о прибылях и убытках, зовущемся также формой №2.

Как указано в концепции, о которой я кратко писал в обзоре по ссылке выше, данный критерий применяется только для организаций, применяющих общую систему налогообложения, что является, на мой взгляд, достаточно логичным — до 2013 года вести бухучет и предоставлять бухгалтерскую отчетность, как мы знаем, должны были далеко не все налогоплательщики на спецрежимах. И вот почему-то введение обязательности бухучета для упрощенцев в 2013 году я увязываю помимо всего прочего именно с тем, что получив данные от вообще всех организаций, налоговые органы смогут применять данный пункт концепции автоматически ко всем юридическим лицам. Естественно, несколько изменить текст концепции не составит особого труда.

Так что же делают налоговые органы с посчитанной налоговой нагрузкой? Они ее сравнивают со средним уровнем налоговой нагрузки по хозяйствующим субъектам в данной конкретной отрасли. И, естественно, в зону риска попадают те налогоплательщики, у которых налоговая нагрузка ниже, нежели среднеотраслевая.

Критерий 2 — Убыток в течении двух и более календарных лет

3d graphЧто ж, если налогоплательщик в течении такого длительного периода времени несет убытки от своей финансово-хозяйственной деятельности, то значит он либо каким-то образом искажает показатели своей финансово-хозяйственной деятельности, либо у него что-то не так с менеджментом и бизнес-процессами, либо же действительно по каким-то причинам состояние дел весьма и весьма плачевное. Учитывая последние два аргумента, налоговики вряд ли включат в план налоговой проверки налогоплательщика, у которого будет нарушен только этот критерий. Скорее всего, решающим фактором для визита инспекторов станет совокупность нарушений данного критерия с другими. С другой стороны, тот факт, что налоговая запросит каких-нибудь пояснений по поводу финансово-хозяйственного состояния налогоплательщика, имеет высокую степень вероятности. Так что, если у Вас действительно очень тяжелое финансовое положение, то будьте готовы объяснить и рассказать об этом инспекторам налоговой службы, в письменном виде или в форме личной беседы.

Критерий 3 — Доля вычетов по НДС от суммы начисленного налога

Естественно, как следует из названия данного критерия, налоговики считают отношение суммы НДС, подлежащей к вычету, к сумме начисленного НДС. Причем, подобный подсчет ведется по итогам года, то есть — за 12 месяцев. Так вот, данное отношение не должно превышать отметки в 89%, то есть

(Сумма вычетов по НДС / Всего начислено НДС) х 100% < 89%

Обращаю еще раз Ваше внимание, что подсчет ведется за 12 месяцев. Согласитесь, что, имея данные за 9 месяцев года и прогнозируя определенные объемы деятельности на оставшиеся три месяца, мы можем скорректировать свои планы и внести в них изменения таким образом, чтобы соблюсти данное условие. Так что, фактически налоговые органы дают нам один из инструментов налогового планирования, которым мы можем воспользоваться.

Огромнейшим минусом в данном критерии мне видится тот факт, что абсолютно все налогоплательщики будут подвергнуты абсолютно одинаковому расчету. Так сказать, все под одну гребенку. А ведь достаточно большое число налогоплательщиков подпадает под ставку НДС 10% и 0%. Вполне естественно, что сумма начисленного НДС у таких организаций будет значительно меньше, чем у их собратьев со ставкой НДС 18%. Ну и вполне естественно, что в зависимости от отрасли и вида экономической деятельности, процент соотношения вычетов по НДС к НДС начисленному будет также подвержен колебаниям. Но, как говорится, что имеем то и имеем — вне зависимости от вышеперечисленных факторов все налогоплательщики с НДС будут подвергнуты обсчету по формуле выше и с процентным отношением, равным 89%.

Критерий 4 — Темп роста доходов и темп роста расходов

Обратите внимание, что здесь налоговики заговорили не об абсолютных, а об относительных величинах доходов и расходов и сравнить между собой они также решили величины относительные. К тому же, эти относительные величины являются, как мы знаем, величинами динамики, то есть отражают динамику изменения показателя во времени.

doxody-i-rasxodyФактически, базовой мыслью, заложенной в данный критерий, является то, что наши расходы не должны расти быстрее, чем наши доходы. Естественно, имеются ввиду расходы и доходы, принимаемые к учету для целей налогообложения. Точно таким же образом следует учитывать и некую иную формулировку данного критерия — примерная пропорция между доходами и расходами в налоговом учете должна сохраняться с соответствующей пропорцией между доходами и расходами в бухгалтерском учете.

Что можно отметить по данному критерию? Достаточно просто можно назвать несколько факторов, которые могут привести к нарушению данного показателя. В первую очередь, это ценовые факторы, когда цены на выпускаемую нами продукцию (оказываемые услуги или выполняемые работы) растут не так быстро, как цены на закупку сырья, материалов, услуг сторонних организаций и т.п., необходимых нам для производства. Здесь, конечно, можно поставить интересный вопрос — а не способствует ли данный критерий поддержанию устойчивой инфляции? Вполне может быть, но рассуждать по данному поводу в рамках этого поста мне совершенно не хочется :)

Также следует иметь в виду тот факт, что в нашем распоряжении имеется масса возможностей по учету доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете и, вполне естественно, данные эти могут и будут расходится. Поэтому, принимая учетную политику на будущий год, следует не забывать о том, что кардинальные изменения в правилах одного из учетов могут привести к дисбалансу доходов и расходов между бухгалтерским и налоговым учетом, что автоматически приведет к нарушению данного критерия.

Критерий 5 — Среднемесячная заработная плата на одного работника

Я думаю, этот критерий Концепции знаком многим бухгалтерам не по наслышке. Ведь достаточно большому количеству налогоплательщиков в свое время да и сейчас приходят требования от налоговых органов дать пояснения, почему уровень заработной платы у них достаточно низкий. Что ж, те юридические лица и ИП, которые уже получали эти требования, могут быть точно уверены, что с большой степень вероятности данный пункт был ими уже нарушен и, быть может, нарушается прямо в настоящий момент.

Рассчитывая среднемесячную заработную плату на одного работника, налоговики сравнивают этот показатель со среднемесячной зарплатой, посчитанной по данной отрасли органами статистики. Причем, с относительно недавнего времени налоговики получили мощнейший инструмент для расчета этого среднего показателя, выраженный в ежеквартальных отчетах по страховым взносам, которые каждый налогоплательщик предоставляет в Пенсионный фонд.

Естественно, если средний показатель по зарплате у Вас ниже, чем по отрасли, то критерий будет нарушен, а к Вам могут обратиться за соответствующими разъяснениями. К сожалению, некий шаблонный оправдательный рецепт, который поможет Вам в случае разъяснительной работы, дать не представляется возможным, поэтому советую как следует подумать над этим вопросом, проанализировать свой фонд заработной платы, быть может, у Вас много совместителей, или же персонал низкой квалификации? На некоторые идеи я Вас уже натолкнул и показал Вам некий вектор движения, как и чем объяснить невысокие доходы Вашего персонала.

Критерий 6 — Предельные значения показателей для спецрежимов

Я думаю, не стоит говорить о том, что главным правом на применение того или иного специального налогового режима является ряд ограничений, превышение пороговых значений которых приведет к тому, что со спецрежима Вы автоматически перейдете на режим общий.

Также, как мне видится, упоминать еще раз такие ограничения для УСН, ЕНВД, ПСН, ЕСХН также не стоит — я верю, что мои читатели прекрасно знают о них, а если не знают, то легко найдут соответствующие статьи или на этом блоге, или же в Интернете.

Так вот, частое приближение Ваших показателей к этим ограничениям может привести к тому, что Вы попадете в зону риска выездной налоговой проверки или, говоря иначе, Вы нарушите данный критерий. Стоит отметить, что данное нарушение преступлением само по себе не является, но для налоговиков оно служит неким подобием красной тряпочки для быка — Вас начинают подозревать в участии в схеме получения необоснованной налоговой выгоды. О последней я совсем недавно писал небольшой пост, ознакомиться с ним можно по этой ссылке.

Критерий 7 — Доходы и расходы ИП

dohody-ipЧуть выше мы говорили о критерии, когда юридическое лицо неоднократно получало убыток. Собственно говоря, это примерно точно такой же критерий, только в поле зрения здесь попадают индивидуальные предприниматели. Смысл критерия заключается в том, что расходы ИП не должны превышать 83% его дохода, посчитанного по итогам года. Таким образом, если в случае с организациями у нас речь шла об убытках, то в случае с ИП убыток, по мнению налоговой, запрещено иметь в принципе. Более того, сумма расходов не должна быть больше определенного процента (83) от суммы доходов. Вероятно, здесь налоговики считают, что оставшиеся 17% должны пойти на обеспечение жизнедеятельности самого индивидуального предпринимателя как физического лица.

Критерий 8 — Деятельность на основе договоров с перекупщиками

В данном критерии мы опять возвращаемся к вопросам получения необоснованной налоговой выгоды, о которой я уже упоминал чуть выше и о которой уже писал в этом посте. Естественно, здесь имеется в виду заключение вышеуказанных договоров с подобными организациями без наличия экономических или каких-либо еще причин и в контексте этого критерия явно просматривается желание налоговых органов в поиске цепочек контрагентов и схем полулегального сокращения налогового бремени.

Что ж, мне кажется, что нет смысла более говорить на эту тему, тем более, что многое написано в посте по ссылке и повторяться мне не сильно хочется. Добавлю только, что если Вы вчера работали с производителем продаваемых Вами товаров напрямую, а сегодня стали закупать его у посредника, то Вы можете быть точно уверены в том, что данный критерий Вы нарушили, а в случае выявления подобного факта придется давать соответствующие разъяснения специалистам налоговой службы.

Критерий 9 — Непредставление пояснений

Критерий, который если и был нарушен налогоплательщиком, то только по собственной глупости. Уж согласитесь, что если налоговая к Вам обратилась за какими-либо разъяснениями, то Вы обязаны дать ей ответ. Иногда налоговые органы ошибаются, начиная, например, требовать разъяснений по фактам, которые никогда не имели места в вашей финансово-хозяйственной жизни. Даже в таком случае обращение налоговиков не нужно оставлять без внимания, думая — меня это не касается, у меня этого никогда не было, меня по этому факту не оштрафуют и т.д. Оштрафовать то не оштрафуют, а вот факт того, что Вы промолчали, зафиксируют. По собственной глупости Вы можете нарушить один из критериев, отвечающих за вероятность проведения у Вас выездной налоговой проверки, тем самым повысив свои шансы эту самую проверку получить.

Так что, каким бы не был запрос из налоговой службы — нужно на него обязательно ответить, или в письменной форме, или же явиться за дачей разъяснений, если того требует соответствующее уведомление.

Критерий 10 — Неоднократная миграция между налоговыми

Здесь действительно имеется ввиду смена юридического адреса, приводящая к смене налогового органа. Такая смена особенно будет вредна на кануне выездной налоговой проверки. Собственно говоря, любая смена налоговой выглядит подозрительно в глазах налоговиков, а если такие смены частые — то подозрительной втройне. Естественно, в хозяйственной деятельности предприятия вполне могут возникнуть обстоятельства, когда от частой смены юридического адреса просто никуда не деться и никуда не уйти. Но это, скорее, редкость и исключение из правил.

Кстати, существует также такое понятие, как «места массовой регистрации». Это такие юридические адреса, по которым массово регистрируется огромное количество юридических лиц, по факту не находящихся по этому адресу. Что ж, если Вы прибегаете к такому методу регистрации своей компании, то помимо вероятности выездной налоговой проверки Вы также рискуете быть исключенным из Единого Государственного Реестра Юридических Лиц, главным требованием которого является отражение реальной информации об юридических лицах РФ. А если Вас, как юрлица, нет по юридическому адресу, то информация о Вас может быть расценена как не соответствующая действительности, а Ваша фирма включена в список недействующих организаций со всеми вытекающими последствиями.

Кстати, проверить, входите ли Вы со своим юридическим адресом в зону риска «мест массовой регистрации», Вы можете прямо на сайте ИФНС по этой ссылке.

Критерий 11 — Отклонения уровня рентабельности

Налоговики рассчитывают два показателя рентабельности — это рентабельность продаж (Прибыль от продаж / Затраты на производство) и рентабельность активов (Чистая прибыль / Стоимость активов). Рассчитанные показатели рентабельности сравниваются со средними показателями по соответствующему виду деятельности. Отраслевая рентабельность берется, опять же, из данных органов статистики.

Критической точкой для налоговой станет отклонение рентабельности Вашей организации от рентабельности по отрасли более, чем на 10%. Конечно же, как и по многим другим критериям, такое отклонение и соответствующее нарушение критерия может возникнуть и из-за вполне честной деятельности организации. Далеко за примерами ходить не нужно, достаточно просто посмотреть на обе дроби расчета рентабельности более внимательно и прикинуть для себя, какие факторы могут привести к неблагоприятным изменениям числителя и знаменателя. Так, для рентабельности продаж первым, что приходит в голову, является низкая наценка на товар, удорожание материалов и сырья и т.п., а для рентабельности активов — большой объем дебиторской задолженности, наличие неликвидных активов в большом количестве и т.д. Собственно говоря, все эти факторы достаточно подробно рассматриваются в такой дисциплине, как экономический анализ.

nalogoviy-riskКритерий 12 — Ведение деятельности с высоким налоговым риском

Самый последний критерий оказывается для нас и самым таинственным. Все дело в том, что налоговики не раскрывают информации о том, что же они понимают под этим самым высоким налоговым риском. По смыслу, мы здесь можем говорить о все той же необоснованной налоговой выгоде, об использовании схем с участием фирм-однодневок, о недостаточном уровне проверки своих контрагентов, их контактов и контактных лиц, а также ответственных лиц и т.п.

Я думаю, многие в своей практике сталкивались с ситуацией, когда Ваш контрагент запрашивает у Вас копии учредительных документов, приказов о назначении директора, копии свидетельство о постановке на налоговый учет и внесении записи в ЕГРЮЛ, да еще и выписку из этого самого ЕГРЮЛ в придачу. Так вот, все эти запросы — не спроста и своей целью ставят как раз удовлетворение данного критерия, снижения налогового риска, а также проверки контрагента на «однодневность» и честность.

 

Что-ж, вот и мы и рассмотрели 12 критериев, нарушая которые Вы увеличиваете шанс выездной проверки в Вашей организации или же у себя лично, если Вы индивидуальный предприниматель. Отмечу еще раз, что нарушение одного из пунктов-критериев вряд ли навлечет на Вас беду, скорее всего, Вы отделаетесь вопросом со стороны налоговой за дачей разъяснений. Но, тем не менее, в «серый» список, так сказать, Вы попадете, что тоже не есть хорошо. Это также подтверждается и тем фактом, что налоговики, не смотря на достаточно высокую степень жесткости и не всегда репрезентативности отбора по этим критериям, все-таки отдают себе отчет, что Вы могли нарушить тот или иной показатель (а может быть, даже несколько показателей) не по своей вине и не по злому умыслу, а в следствие стечения ряда обстоятельств. Поэтому серьезно беспокоиться нужно тем налогоплательщикам, которые нарушают достаточно большое число показателей. Ну и, конечно же, нечестным налогоплательщикам также есть о чем подумать :)

Также данный список критериев может быть рассмотрен как серьезный инструмент анализа Вашей деятельности и вектор для Вашего налогового планирования. Ведь, напомню, под налоговым планированием в данном контексте понимается не только законное уменьшение налоговых платежей без построения сомнительных схем, а также и снижение риска и вероятности налоговой проверки Вас как налогоплательщика.

Что еще я хотел бы сказать? Разве что, в очередной раз поделиться ссылкой на сайт Генеральной Прокуратуры РФ, на котором ежегодно публикуется Сводный План проверок субъектов предпринимательства. Вот ссылка на этот ресурс — http://plan.genproc.gov.ru/. На момент написания данного поста План проверок на 2014 год пока еще не опубликован, но в ближайшее время он должен появиться по приведенной выше ссылке. При помощи этого сервиса Вы можете узнать, включена ли Ваша организация в план проверок на календарный год и если Вам не повезло и в списке Вы окажетесь — то тогда Вы точно узнаете о сроках проверки, ее предмете (то есть, что именно будут у Вас проверять), а также узнаете проверяющий Вас орган. К сожалению, План не содержит проверок от налоговиков, потому как с недавнего времени их проверки стали являться налоговой тайной. Но, помимо налоговой, у нас есть еще целая масса организаций, которые очень даже не против наведаться к Вам в гости. Поэтому, смотрите, ищите, не попала ли Ваша организация в этот план и каких из вероятных гостей Вам стоит ждать в текущем году.

Ну и напоследок я хотел бы привести ряд ссылок на мои посты, опубликованные в рамках этого блога, чтобы уж еще более расширить тему проверок и углубить Ваши познания в этом вопросе:

Налоговые проверки и споры — часть 1: мнение Высшего Арбитражного Суда

Налоговые проверки и споры — часть 2: мнение налоговой службы

Проверка кассовой дисциплины и ККТ — значимые судебные решения для налоговиков

Отчет сдан. Что дальше? Немного о камеральных проверках

К Вам пришла полицейская проверка: небольшая памятка руководителю и бухгалтеру

Бояться проверки не стоит, особенно если она — встречная

Концепция выездных налоговых проверок

Как выявляют схемы по получению необоснованной налоговой выгоды



Оставить комментарий