ПРОФБЛОГ не только для бухгалтера


© Дмитрий Гудович

Полезности о бухучете и налогах простыми словами

🔍

 Патенты для самозанятого населения и отмена трудовых книжек — критика проекта Минтруда

Министерство труда предоставило, а Правительство одобрило проект закона, вносящего изменения в целый ряд действующих законов РФ. Знаете, написав эту фразу, я невольно улыбнулся: так вот построена наше законодательство — поправка на поправке, изменение на изменении, один закон отменяет другой, а третий поправляет первый и т.д. Если подобные поправки-изменения, исправления исправлений — не доказательство того, что нет никакого курса и единого мнения о том, как и что должно быть в нашем государстве, то что это? И, конечно, подобная деятельность вряд ли является деятельностью как таковой. Скорее, этот процесс как раз то, что принято называть «имитацией бурной деятельности», не более.

Ну да ладно, это все лирика. Давайте посмотрим на тот проект, который одобрило Правительство. В этом проекте можно выделить два ключевых направления: первое — введение патентно для самозанятого населения (об этой идее я писал еще в июне этого года, почитать можно здесь) и запрет (!) ведения трудовых книжек субъектами малого предпринимательства.

Давайте поговорим подробнее о каждом из направлений законопроекта.

1. Патенты для самозанятого населения

Еще раз хотелось бы отметить, кого подразумевают под населением самозанятым — это няни, личные водители, личные охранники, садовники, гувернантки и подобный домашний персонал, который работает у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Так вот, проект предусматривает, что нанимать подобный персонал, помогающий в ведении домашнего хозяйства, без соответствующего разрешения на подобную деятельность (патента) будет запрещено. То есть, получается, что патент будет неким эквивалентом трудового договора.

domПредусматривается, что патент будет выдаваться сроком на 5 лет. Не смотря на тот факт, что о стоимости патента, равно как и о процедуре его выдачи, в проекте не говорится ни слова, стоит предполагать, что он будет не бесплатным. Что можно с уверенностью сказать, помимо цены патента самозанятому лицу придется уплатить за себя страховые взносы, причем процедура такой уплаты должна предшествовать сроку начала действия патента. Говоря простыми словами, предполагается, что до начала срока действия патента и до первого дня работы самозанятого человека он обязан уплатить за себя страховые взносы.

Получается небольшая законодательная коллизия. Человек не может работать без патента, потому что лицо, у которого он будет работать, не имеет права принимать его на работу. Однако, самозанятый человек должен уплатить страховые взносы до первого своего дня работы, то есть, говоря экономическими терминами, он должен уплатить государству платеж себе в убыток. Утрируя, можно задать вопрос — а где этот человек возьмет деньги на уплату взноса, если он еще не имеет возможности проработать ни одного дня и у него отсутствует доход?

Кстати, получение патента не гарантирует факта приема на работу. Получив патент сегодня и оплатив страховые взносы (кстати, оплатить их придется за весь год), человек может не приступить к работе долгое время. Понятно, что получать патенты будут люди, которые уже работают на условиях самозанятости у лиц, не являющихся ИП, скорее всего именно этот расчет положен в проект закона. Однако, закон на то и есть закон — он должен покрывать собой все возможные сценарии развития событий и поведения того или иного лица. Пока что, ответа на вопросы, на каком основании человек должен оплатить страховые взносы, не имея гаранта получения дохода и устройства на работу и с каких средств он должен произвести эту оплату, если формально (да и, быть может, фактически) он нигде не работал, я в законопроекте не нашел. Не подумали, видимо, об этом, ждем очередных поправок и дополнений. Хотя общий тренд — получить приток средств в бюджет — прослеживается, согласитесь.

Сумма страховых взносов, которую должно будет уплатить самозанятое лицо, ставится в прямую зависимость от минимального размера оплаты труда (МРОТ) и является, по сути, фиксированным платежом. Тариф страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, который планируется установить для самозанятого населения, составляет 0,2 процента. Тарифы же фиксированного платежа в фонд Пенсионного страхования, Фонд социального страхования и Федерального фонда обязательного медицинского страхования указываются в соответствующем законе «О страховых взносах …». Если говорить более конкретно, то:

  • тариф в ПФР — 26%
  • тариф в ФСС — 2,9%
  • тариф в ФФОМС — 5,1%

Знакомые проценты, не правда ли? Вот теперь с ними придется познакомиться и простым физическим лицам, устраивающимся на работу к другим «физлицам-не ИП». И да, по знакомой всем схеме уплачивать все эти суммы фиксированных платежей нужно раздельно, отдельными расчетными документами.

pfrЧтобы посчитать фиксированный платеж, необходимо МРОТ умножить на соответствующий тариф и умножить на количество месяцев, на которое выдается патент.

Если прикинуть и немного посчитать, то можно отметить, что общая сумма поулчается очень даже не маленькой. Так скажем, не соизмеримой с зарплатами самозанятых лиц, большая часть которых не работает на «олигархов», простите уж за это надоевшее и замызганное слово. Именно этот вывод еще раз возвращает нас к моим вопросам к проекту, которые я задал чуть выше. Ведь даже совсем маленькая уплата должна быть обоснованной, согласитесь, а пока что достаточного такого обоснования я не вижу, да и сумма платежа получается совсем не копеечная.

Что ж, слухи, пронесшиеся летом этого года, вполне себе подтверждаются событиями осени. Конечно, стоит оговориться, что текст проекта может трансформироваться, его могут вернуть на доработку по ряду оснований, но я частенько смотрю на подобные проекты в первой редакции, потому что именно она отражает ту суть, те идеи, те мысли правительства, какие они хотят претворить в жизнь в нашей стране. Посмотрим, как будут развиваться события далее, а сейчас давайте перейдем ко второму направлению проекта — к трудовым книжкам.

2. Запрет ведения трудовых книжек субъектами малого бизнеса.

К сожалению, это не громкая фраза, специально подобранная к подзаголовку с целью привлечь внимание. Это — факт, прописанный черным на белом в проекте Минтруда. Позвольте, я приведу цитату из него:

Работодатели – субъекты малого предпринимательства не имеют права производить записи в трудовых книжках работников и оформлять трудовые книжки работникам, принимаемым на работу впервые. Документом, подтверждающим период работы у таких работодателей, является трудовой договор, заключенный в письменной форме.

Это — будущая статья 309 Трудового Кодекса РФ. Здорово, правда? Вообще, 309-я статья какая-то «несчастливая» в последнее время. Ведь совсем недавно индивидуальным предпринимателям разрешили делать записи в трудовых книжках, а теперь такое право опять у них отбирают. Только в этот раз, отбирают не только у ИП, а и у юридических лиц, которые являются малыми предприятиями.

Это положение, планируемое к введению в ТК РФ, совершенно не выдерживает никакой критики. Фактически, для подтверждения трудового стажа, по текущим мерам закона достаточно трудовой книжки — там отражаются все записи о трудовой практике человека. Теперь же, в случае, если работник работал в разных местах, помимо трудовой книжки ему необходимо хранить так же все трудовые договоры, особенно те договоры, которые были заключены им в момент работы на малом предприятии. Согласитесь, что за трудовую практику таких договоров может скопиться огромное количество, даже если человек не менял своего места работы.

Чем дальше вдаваться в анализ и критику — тем все становится запутаннее. Интересно, на каком основании малые предприятия ставятся в неравные условия с более крупными предприятиями? Что преследуется введением такой нормы, какой смысл? Уменьшить нагрузку на малые предприятия? Вряд ли, потому как только очень далекий от реалий бизнеса человек может думать, что ведение трудовых книжек усложняют жизнь бухгалтериям малых фирм. В общем, не понятна сама идея — для чего и зачем хотят ввести такую норму.

А если посмотреть на это введение с точки зрения работника — то здесь уже мы можем говорить о том, что уже граждане РФ ставятся в неравные условия по отношении друг к другу. Почему человек, работающий на малом предприятии, должен документально отличаться от человека, который работает на предприятии крупном?

Собственно говоря, можно сформулировать и совсем уже простейший вопрос — а как по записи в трудовой книжке можно отличить крупное предприятие от малого? А среднее от малого? Ответ очевиден — совершенно никак. Тогда зачем вводить законодательную норму на уровне кодекса, фактически проконтролировать которую нет возможности? Да и зачем знать, в предприятии какого масштаба трудился тот или иной человек?

В общем, дело ясное, что дело темное, как говорится. Что ни первое направление законопроекта, что ни второе не выдерживают никакой, даже поверхностной, критики. Если про самозанятых лиц можно еще говорить о том, что нужно выходить из тени и начинать платить налоги, то уж про запрет внесение записей в трудовых книжках ничего иного, как бред, сказать не возможно. Да и по первому, и по второму направлению лично у меня есть большое подозрение, что такие нормы не повлекут за собой выход экономики из теневого сектора, не обелят ее, а наоборот, усугубят уже сложившуюся ситуацию. Смысл самозанятому человеку начинать платить государству, если он фактически никаких гарантий и правовой защиты от государства не получает? Да и не соизмерима сумма платежа и условия, на котором государство хочет получить это платеж, с самим заработком такого человека. Меры, похожие на те, какие задушили ИП в этом году на всей территории России, никак не извлекут теневой сектор на светлую сторону, а, наоборот, загонят его еще дальше в тень.

Вот ссылка на Проект, о котором шла речь в этой моей статье — http://regulation.gov.ru/project/4174.html?point=view_project&stage=2&stage_id=1828

Текст Проекта можно скачать по этой ссылке.



Оставить комментарий