ПРОФБЛОГ для бухгалтера


© Дмитрий Гудович

Работа бухгалтера и отечественный бухгалтерский учет. Взгляд изнутри

🔍
Подписаться на новости

 Транспортный налог, персонифицированный учет, новый вычет по НДФЛ и новые налоги — обзор тенденций и принятых законодательных решений

Я не большой любитель рассуждать о законодательных инициативах и желаниях наших правителей в вопросах околобухгалтерского законодательства, мне больше по душе говорить и рассматривать разнообразные уже принятые факты. Но иногда, как мне видится, является очень полезным посмотреть на светлые и не очень мысли и инициативы наших законотворцев, на основании которых уже получить вполне объективную картину того, что нас может ждать в области учета в ближайшее время, подготовиться к вероятным изменениям как морально, так и умственно, а также четко понимать общей тренд, если позволите, развития нашей налоговой системы в целом.

Именно поэтому, в этом посте, я бы хотел осветить один уже принятый законодательный факт, устраняющий некоторый пробел в законодательстве, а также несколько инициатив, которые в том или ином свете будут предложены к рассмотрению высшему эшелону власти.

Давайте начнем с фактов, а именно — с транспортного налога для юридических лиц.

1. Вопрос с местом уплаты транспортного налога решен.

Многие из коллег, имеющих на балансе организации транспортное средство, наверняка в курсе того, что с недавнего времени в Налоговом Кодексе возникло некоторое неоднозначное трактование того, в какой из бюджетов необходимо уплачивать транспортный налог. Говоря наиболее простым языком и не вдаваясь в подробности, после поправок статьи 83 Налогового Кодекса, вступивших в силу летом 2013 года, формально получилось, что обособленные подразделения организации перестали считаться местонахождением транспортного средства. Так как транспортный налог должен уплачиваться по месту нахождения транспортного средства, то возникло явное недопонимание, а что же, собственно говоря, будет являться этим самым местонахождением и куда уплачивать налоговые платежи и сдавать отчет — по месту регистрации основного офиса или же по месту обособленного подразделения.

В этой неоднозначности была поставлена точка — в Налоговый Кодекс были внесены изменения Федеральным Законом от 02.11.2013 г. №306-ФЗ, согласно которым местонахождением транспортного средства признается или головной офис, или обособленное подразделение организации. Соответствующая поправка содержится в п.2 статьи 1 Федерального Закона.

 

2. Персонифицированный учет в электронном виде.

Следующая новость, которую хотелось бы обсудить, касается ПФР и вопроса предоставления персонифицированного отчета, в частности. Пенсионный фонд РФ внес на рассмотрение в Минтруд некий проект закона, важным смыслом которого является обязать все организации предоставлять данные по персучету в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Сейчас такая обязанность стоит только перед организациями, численностью более 50 человек. Так вот, это ограничение планируется снизить до 25 человек. Таким образом, все организации с численностью 25 человек могут получить в качестве обязательного предоставление персотчета исключительно в электронном виде. Стоит отметить, что Минтруд поддержал такую инициативу Пенсионного фонда и вероятность принятия соответствующего закона с 2014 года вполне себе высока.

feld_4Сложно выразить свое отношение к такой инициативе. С одной стороны, я руками и ногами за электронный документооборот и максимальное избавление бизнеса и бухгалтерии от огромного количества бумаг.

С другой стороны, если мы очень присмотримся к Федеральному Закону №27-ФЗ, то сможем установить, что согласно пункта 3 статьи 8 требования к хранению сведений персонифицированного учета внутри организации предъявляются ровно такие же, как и к хранению бухгалтерской отчетности. В свою очередь, бухгалтерская отчетность должна храниться в организации на бумажных носителях, о чем нам говорит Федеральный Закон №402-ФЗ. То есть получается, что постулат об избавлении бизнеса от лишних бумаг здесь не работает — мы должны распечатывать персонифицированный отчет, если позволите так его назвать, подписывать его у директора и хранить его в распечатанном виде.

Получается, что инициатива ПФР продиктована отнюдь не заботой о лишних бумагах в бухгалтерии, а, скорее всего тем, что региональные органы Пенсионного фонда просто не справляются с объемом отчетов, предоставляемых им в распечатанном виде и просто напросто эти данные им удобнее и быстрее получать в электронной форме. Ну и понятное дело, что проще обязать бизнес предоставлять такие данные, чем разбираться в своей консерватории, настраивать внутреннюю структуру и ликвидировать свои собственные недочеты и недоработки. Естественно, никто не задается вопросом, зачем нужно было обязывать всю страну сдавать персонифицированный отчет ежеквартально, если сама структура не способна его с такой частотой принимать и обрабатывать.

Кстати, в этом свете особенно печальным выглядит тот факт, что администрирование пенсионных платежей все-таки обратно в ИФНС не передадут. Это может говорить нам только о том, что мучиться с ПФР нам придется еще достаточно долгое время, потому как подвижек в сторону улучшения своей инфраструктуры в фонде лично я вообще никаких не наблюдаю.

Печально, но факт — малому бизнесу пора начать подумывать о том, как и через какого оператора они будут сдавать в принудительном порядке отчет в ПФР в электронном виде. Причем, в достаточно сжатые сроки.

 

3. Новый вычет по налогу на доходы физических лиц.

Весьма интересную инициативу выдвинул «Общероссийский народный фонд». В частности, было предложено компенсировать часть НДФЛ дисциплинированным водителям, которые управляют транспортным средством без нарушений Правил дорожного движения в течении года. Причем, шкала процентов возвратов НДФЛ предлагается в прогрессивном виде — за первый год без нарушений правил в размере 15% годового НДФЛ, за второй год — 20% и за третий — 25%. Естественно, не оставлен был без внимания и максимальный лимит возврата, который предлагается установить в размере 50 тысяч рублей.

Инициатива весьма интересна и имеет явную направленность стимулирование соблюдения ПДД. Но вот с точки зрения здравого смысла в предложенной схеме существует просто огромная бюрократическая составляющая — помимо одной инстанции в виде налоговой, где что-либо получить является делом весьма временнозатратным, здесь подключается еще и структура ГИБДД. Естественно, кто-то решит пройти все бюрократические круги ада и получить соответствующий вычет в форме возврата НДФЛ. Но будет ли игра стоить свеч?

Что же касается нас, бухгалтеров, то нам остается только ждать одобрения или неодобрения этой инициативы, а также описанных процедур такого вычета и в какой форме он может быть получен. Первое, что приходит на ум, это, конечно же процедуры, сопутствующие получению имущественных вычетов. Наверное, и ПДД-шный вычет будет предоставляться по некой схожей схеме, поэтому все нюансы мы с Вами вполне можем сейчас себе представить.

 

4. Новые местные налоги.

Ну и на закуску, в качестве десерта, я хотел бы предложить инициативу, исходящую от руководителей муниципалитетов, то есть — от местных органов власти. Чиновники в пятницу, 8 ноября 2013 года,  на встрече с Президентом РФ предложили ему в качестве пилотного проекта позволить в некоторых регионах России на местах вводить те или иные налоги с целью обеспечить дополнительный поток денежных средств в местный бюджет. Аргументировано такое предложение было тем, что средств, поступающих от действующих налогов в местные бюджеты, не хватает и чиновники не могут эффективно решать возложенные на них обязанности.

Комментарии, я думаю, здесь излишни и предлагаю их оставить за бортом. В качестве заключения своего небольшого обзора хотелось бы привести вычитанную мной в одной из соцсетей шутку, как говорится, на злобу дня: «Как государственная дума принимает закон? 1 чтение — россияне должны жить хорошо. 2 чтение — россияне должны жить. 3 чтение — россияне должны.»



Оставить комментарий